взято отсюда
актуально для наших пилотов, выучить как отче наш!!
1. Ваши действия должны быть понятны окружающим.
2. Преимуществом пользуется аппарат, имеющий меньшую свободу маневра (преимуществом пользуется тот аппарат, которому труднее):
2.1. Абсолютным и безоговорочным преимуществом пользуется аппарат, терпящий бедствие.
2.2. Летящий аппарат имеет преимущество перед находящимся на земле (готовящимся к взлету).
2.3. При заходе на посадку преимущество у аппарата, имеющего меньшую высоту полета.
2.4. При полете вблизи склона преимущество имеет тот у кого склон справа.
2.5. При полете двух аппаратов друг за другом преимущество у того, кто летит впереди и ниже.
2.6. Безмоторный ЛА имеет преимущество перед моторным (данное правило не относится к встрече с «большими» самолетами, которые всегда правы).
3. Дай дорогу дураку!
4. Если ни у одного из сближающихся аппаратов нет явного преимущества то, им СЛЕДУЕТ РАСХОДИТЬСЯ ЛЕВЫМИ БОРТАМИ (всегда доворачивать вправо).
5. При расхождении с другими ЛА нужно всегда доворачивать вправо:
5.1. Расхождение аппаратов летящих, на встречных курсах, выполняется левыми бортами (то есть с доворотом вправо).
5.2. Обгон медленно летящего аппарата выполняется справа (то есть с доворотом вправо).
6. При полете в термическом восходящем потоке:
6.1. Направление вращения, при входе в поток, устанавливать такое же, как у уже находящихся в этом потоке аппаратов.
6.2. Если Вы и другой пилот вошли в поток одновременно, а он вращается ниже вас в другой спирали, вы обязаны изменить направление обработки потока на противоположное. (Правило применимо, если в потоке никого не было, иначе п. 6.1.)
6.3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пересекать спирали других аппаратов.
6.3. Если находящийся под вами аппарат набирает высоту быстрее вас, то вы должны уступить ему дорогу.
7. Не совершать действий стесняющих степень свободы остальных пилотов, например, лобовые заходы внутри потока, попытки вытолкнуть новичков из потока, попытки загнать пилотов в стеснённые условия, с целью выигрыша позиции либо просто банального выпендривания.
8. Знаки руками (без отпускания клевант разумеется) для расхождения в динамике:
8.1. Вытянутая правая рука – это поворот на право или соответственно расхождение левыми бортами.
8.2. Вытянутая левая рука – это поворот на лево или соответственно расхождение правыми бортами.
8.3. Махнуть влево, вправо любой рукой – это подтверждение, что сигнал понят и принят к сведению.