Вот, наконец нашёл...
Выпаривание у склона
Частенько пилот оказывается в зоне термодинамика, откуда ему надо начать или продолжить маршрут. Термодинамик образуется у освещенного склона, если к тому же на этот склон набегает ветер. Это, с одной стороны, похоже на динамик – держит только вблизи склона. Часто можно летать из стороны в сторону и оставаться примерно на одной и той же высоте. Отличие от обычного динамика: летая как в динамике, вы будете то взмывать, то опускаться. Это потому, что термодинамик состоит из лежащих на склоне потоков-пузырей, и нисходняков между ними. Часто чтобы удерживаться в термодинамике, надо постоянно прилагать усилия: находить и обрабатывать потоки. Чтобы уйти из термодинамика на маршрут, техника полета в динамике вам точно не поможет.
Если вы хотите набрать высоту, потоки у склона надо обрабатывать спиралями. При этом часть оборота вам приходится лететь в склон. Это противоречит всем инстинктам, наработанным за время предыдущего обучения и полетов. Нутро сжимается, волна страха подкатывает к горлу. И действительно, техника довольно опасная. По рассказам, Круглов именно на этом маневре когда-то получил компресс. Но ничего не поделаешь – это единственная достаточно эффективная техника уйти на маршрут. Альтернатива – обрабатывать поток восьмерками. Я скажу так: если вы нашли такой широкий поток, в который впишется восьмерка – вы можете обрабатывать его и любой другой геометрической фигурой. Все эти рассуждения не относятся к случаю, когда мы легко поднимаемся в динамике выше вершины. В таком случае надо выходить вперед, искать там поток и уноситься с ним, пытаясь набрать максимум высоты, пока сильный ветер не снес вас за гору. К сожалению, плохой динамик бывает чаще. Впрочем, я предпочту сильные потоки и слабый ветер, чем слабые потоки и сильный ветер.
Посмотрите на этот рисунок. На нем отражена главная хитрость обработки потока у склона. Дело в том, что восходящая спираль впишется там, где кольцевая траектория воткнется в склон из-за ветрового сноса. Вас сносит на гору, но вы поднимаетесь, и земля отступает. Я делаю обычно так: иду вдоль склона в поисках пузыря. Почувствовав подъем и выждав 2-3 секунды, закручиваю его от склона. Делаю пол оборота. Если все нормально и вариометр продолжает пищать – заворачиваю в склон. Повернув на некоторый угол, принимаю окончательное решение: если подъем пропадает – прекращаю спиралить и отворачиваю от склона. Если подъем остается – заканчиваю оборот. В последнее время я заметил, что этот маневр уже не возбуждает во мне столько ужаса, как раньше. Глазомер натренирован оценивать расстояние до рельефа. Если видно, что я точно вписываюсь – чего бояться?
Взято отсюда : http://paraplan.ru/articles/cross-country_flight/
Почитайте , не ленитесь!
ПОУЧИТЕЛЬНО !
если ешё кто владеет ценной (секретной) инфой - делитесь.
Конечно и свои наработки, наблюдения актуальны !!! пишите !